Мебель для спальни, кровати и матрасы со скидкой 10% Мебель для спальни, кровати и матрасы со скидкой 5%
+7 (812) 677-26-93 пн-пт: с 9:00 до 18:00
Подобрать Матрас
Цена, руб
от  
до  
2012
33909
65806
97703
129600
Тип
Базовый блок
Наполнитель
Жесткость
Производитель
Коллекция
Высота, см:
от  
до  
Ширина, см: от  
    до    
Длина, см: от  
    до    
Главная | Анатомия сна | Перспектива обучения во сне стала реальной

Перспектива обучения во сне стала реальной

Перспектива обучения во сне стала реальной

Как известно, учить алгебру и историю во сне мечтал ещё герой Евгения Леонова в старом добром фильме «Большая перемена». И если относительно недавно о таких технологиях открыто говорили преимущественно научные фантасты, то сегодня перспектива реального обучения людей новой информации в процессе сна, кажется, не за горами.

К подобной возможности человечество во многом приблизило интересное исследование, проведённое израильскими учёными и включившее в себя несколько серий экспериментов, по результатам которых научному сообществу удалось сделать неожиданные открытия.

Суть экспериментальной программы заключалась в следующем. Исследователи из израильского города Реховот во главе с Анат Арзи на протяжении определённого времени работали с группой добровольцев. Заснувшему человеку включали несколько аудиосигналов, проигрываемых в определённой последовательности. После каждого аудиосигнала к носу спящих подносили тестеры с образцами разных запахов, среди которых были не только благоухающие ароматы, но и весьма неприятные запахи. В процессе экспериментов аппараты-энцефалографы детально фиксировали все показатели работы головного мозга испытуемых.

Обучение во сне

Экспериментаторы были изрядно удивлены, когда выяснилось, что в процессе контакта с раздражителем-запахом, спящий мозг активно реагирует на него. Это засвидетельствовали показания энцефалографа, проявившиеся в виде характерных линий. Интересно, что мозг по-разному реагировал на приятные и неприятные запахи. Если в первом случае дыхание спящего учащалось (человек как бы «принюхивался» к аромату), то во втором оно явно замедлялось. Напомним, что каждому запаху предшествовал уникальный звуковой сигнал.

Следующая серия экспериментов, проведённых на следующий день, исключала контакт с запахами – добровольцам проигрывали только те звуки, которые ранее предшествовали ароматическим сигналам. Каково было удивление исследователей, когда они обнаружили, что во многих случаях реакция испытуемых была практически полностью идентична вчерашней. Таким образом, можно говорить о том, что мозг с невероятной точностью запомнил соответствие сигналов определённым запахам, установив между ними связь.

Обучение во сне

Как считает руководитель группы исследователей, подобное запоминание возможно исключительно в фазе медленного сна, в то время, как «быстрый» сон не вызвал такой реакции. Вероятно, это объясняется таким явлением, как сонная амнезия, хорошо знакомым каждому из нас (обычно мы не способны запоминать сны, «демонстрируемые» нам в фазе быстрого сна). Исходя из этого, учёные делают вывод о реальной возможности усвоения человеком новой информации в фазе медленного сна. Впрочем, реальные масштабы такой возможности пока не изучены.

Ранее неоднократные попытки обучения во сне, проводимые в виде различных экспериментов, не приносили желаемого результата и напоминали упомянутую в начале статьи сцену из легендарной советской комедии. Так, достаточно вспомнить о неудавшейся попытке изучения иностранных языков, при которой спящий, лежа на матрасе, «слушал» запись голоса преподавателя.


Возврат к списку